Ученые открыли новый способ производства лекарств

С помощью особого типа клеток станет возможным производить некоторые лекарства дешевле и проще. В Швейцарском институте научились новому способу прямого аминирования молекул.

Фотоэлектрохимические клетки позволяют преобразовывать солнечную энергию в химическое топливо. С помощью фотокатодов и фотоанодов клетки позволяют расщепить воду на кислород и водород, в то же время с помощью таких клеток можно преобразовать органические молекулы в химикаты для производства лекарств.

Обычно фотоэлектрохимические клетки не применяются в органическом синтезе, но недавно ученые стали все чаще пытаться это делать. Свойства таких клеток во многом по-прежнему не исследованы, но специалисты уже выявили, как они могут помочь в прямом аминировании.

Прямое аминирование – это способ синтеза, который давно привлекает фармацевтические компании и производителей удобрений. К органической молекуле добавляется аминогруппа, в результате чего можно получить лекарственный препарат. Обычно процесс нуждается в высоких температурах и «направляющей группе» для фиксации химической реакции в одном месте. Элемент группы затем приходится удалять, прежде чем делать что-то еще. Процедура может быть довольно дорогой и затратной.

«Наш метод легко осуществить и можно применять для синтезирования множества азотосодержащих гетероциклов и полезных для открытия лекарств», - пишет Леи Жанг, главный автор исследования. Группа ученых в лаборатории швейцарского института химических наук и инженерии при EFPL разработала способ аминирования аренов, для которой не нужна направляющая группа. В ходе испытаний специалистам удалось создать несколько важных фармацевтических молекул.

Разработчики подчеркивают, что их метод катализа реакции с помощью света отличается доступностью и простотой выполнения. В процесс используется фотоэлектрохимическая клетка гематита. Ранее это вещество применялось для расщепления воды, а сейчас впервые применяется в органическом синтезе. Ученые отмечают, что таким образом им удалось объединить фотоэлектрохимию и органический синтез – две обычно далекие друг от друга дисциплины. Специалисты планируют продолжать исследования, чтобы понять полный потенциал своего открытия.